Английский язык

Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д. Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в начальной школе.

На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как блок, нечто единое, целое, образ.

Данная программа предназначена для обучения детей 4-6 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя. При этом:

  1. не отходить от основного принципа наглядности и образности;
  2. руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
  3. учить языку исключительно на практике, без применения даже элементарных теоретических языковых понятий.

Цель: ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран с помощью детского фольклора.

Задачи:

  1. Ознакомление с основными звуками фонетического строя языка и дальнейшее развитие речевого аппарата ребенка.
  2. Формирование умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов.
  3. Развитие элементарных языковых навыков и умений (умения реагировать на команды учителя, отвечать на несложные вопросы, узнавать доступную лексику).
  4. Развитие памяти (фотографической, образной, графической, словесной) и творческих способностей.
  5. Формирование навыков понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
  6. Расширение кругозора детей и их общей культуры.
  7. Развитие умений и навыков работы в малых группах по 6-8 человек, умение работать в команде.

Виды и формы работы:

Основополагающие моменты концепции дошкольного обучения сводятся к использованию широкого спектра методов, приемов, форм и средств обучения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития и семьи. Итак, основные приемы:

  • а) имитация;
  • б) создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование невербальных средств обучения на занятиях (картинок, образов, музыки, танцев);
  • в) использование учебных игр; загадок; стихотворений; рифмовок;

Принципы работы:

  1. Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные.
  2. Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
  3. Лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке – 90%).
  4. Системно вводить лексику: Первое занятие – 3 слова. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
  5. Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
  6. Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
  7. Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.
  8. Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.

Учитель на занятиях использует следующие виды работы:

1. Работа над произношением:

а) сказка “Живой язычок”;

б) скороговорки;

в) рифмовки.

2. Работа с игрушкой:

а) диалог с игрушкой;

б) описание игрушки.

3. Работа с картинкой:

а) описание картинки;

б) игра “Что исчезло”;

в) игра “Найди картинку”.

4. Разучивание песенок.

5. Игры:

а) Ролевые игры. Ситуативные ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации.

б) Подвижные игры.

Соревновательные игры, способствующие усвоению лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, ''аукционы'', настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд.

Ритмо-музыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка, например: ''Make a circle”.

в) Творческие игры. Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация и т.п.; и словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).

6. Инсценировка коротких рассказов и пьес.

7. Воспроизведение ситуативных диалогов.

8. Рассказ по картинке.

9. Изучение букв.

10. Показ видео.

Организация работы в группе.

На занятиях дети сидят и стоят полукругом или кругом, как можно ближе к учителю, что помогает им хорошо видеть и слышать учителя и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.

Примерный план занятия:

  1. Приветствие.
  2. Фонетическая зарядка.
  3. Повторение пройденного лексического материала.
  4. Разминка с использованием подвижных игр.
  5. Активизация пройденного и введение нового лексического материала.
  6. Разучивание стихов и рифмовок.

Структура и содержание курса:

При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитываются уровень развития детей, их мотивация и интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей и речи на русском языке в детском саду. На этом этапе обучения детей и, исходя из опыта обучения английскому языку детей данного возраста, представляется целесообразным ввести следующие 10 тем:

  1. “Давайте познакомимся”
  2. “Мои игрушки”
  3. “Числительные”,
  4. “ Животные”
  5. “Цвета”
  6. “Семья”
  7. “Овощи-фрукты”
  8. “Части тела”
  9. “Комната”
  10. “Алфавит”

Занятия с детьми-дошкольниками проводятся 2 раза в неделю продолжительностью от 25 до 30 минут. Таким образом, в месяц – 8 занятий; в год – примерно 72 занятия. Обучаются дети 5-6 лет в малых группах: по 8-10 человек.

Формы занятия: групповые, подгрупповые и индивидуальные.

Курс английского языка для дошкольников делится на два уровня.

На первом уровне обучения малыши знакомятся с основами языка, приобретают элементарные навыки разговорной речи, накапливают основной запас слов по различным темам, предусмотренным программой обучения детей английскому (игрушки, животные, цвета), и знакомятся с простейшими основами грамматики английского языка.

После окончания первого уровня дети научатся:

Приветствовать, представлять себя, прощаться. Благодарить, задавать и отвечать на вопросы. Считать до 10.

Дети выучат следующие грамматические конструкции:

Формы глагола to be (am, is, are). Притяжательные местоимения (my, her, his). Притяжательный падеж (Peter's ball). Простейшие примеры множественного числа. Личные местоимения (he, she, it). Предлоги on, in, under. Глаголы повелительного наклонения (jump, run, point to).

На втором уровне обучения дети продолжают свое знакомство с культурой английского языка, совершенствуют элементарные навыки разговорной речи, расширяют и закрепляют накопленный запас слов и начинают активно использовать полученные знания на практике. Начинается процесс ознакомления с английским алфавитом и обучение детей чтению на английском языке. На данном уровне закрепляются уже освоенные навыки и осваиваются новые.

После окончания уровня дети научатся:

Использовать знакомые речевые образцы на практике. Задавать простейшие вопросы. Развернуто отвечать на вопросы. Понимать на слух короткие тексты, диалоги. Формулировать просьбы и предложения (Let's play). Считать до 20. Узнавать буквы английского алфавита.

На данном уровне дети продолжают осваивать следующие грамматические конструкции: Множественное число. Притяжательный падеж. Предлоги over, behind, next to.
А также осваивают новые: Present Progressive , Present Simple.

Оценка получаемых в процессе обучения результатов проводится при помощи:

  1. регулярного скрытого мониторинга на занятиях;
  2. диагностики, при выполнении различных заданий;
  3. выставок;
  4. открытых занятий.

Таким образом, данная программа позволяет подготовить малышей к обучению в средней школе, где изучение английского начинается со второго класса. Программа даёт возможность снять психологические трудности у ребёнка-младшего школьника, попадающего в новую обстановку, который начинает изучать новый, незнакомый язык. Данный курс знакомит дошкольников с основными понятиями английского языка и погружает их в атмосферу иноязычной речи и иной культуры, что помогает им лучше адаптироваться в дальнейшем к школьной программе.

View the embedded image gallery online at:
http://razumkasp.ru/zanyatiya2/english#sigProId77d448b129